Карантинные меры в очаге

Статья 31 (пункт 1) Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» гласит, что «ограничительные мероприятия (карантин) вводятся… на территории Российской Федерации, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в городских и сельских поселениях, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний». Кроме того, Статья 51 (пункт 6) дает право главным Государственным санитарным врачам и их заместителям «при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о… введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах».

Карантинными мерами в очаге являются: оцепление очага; запрещение выезда из него без предварительной обсервации; организация прямого транзита, перевалочных баз и ограничение транспортных связей очага с другими территориями; строгая система организации вывоза из очага и ввоза в него сырья, товаров и продуктов; организация санитарно-карантинных пунктов на транспорте, аэропортах, на железнодорожных станциях, в речных и морских портах.

Лица, желающие покинуть территорию очага, подлежат обсервации. Обсервацией предусматривается изоляция лиц, выезжающих за пределы карантинной зоны, и медицинское наблюдение за ними в течение срока, равного максимальной длительности инкубационного периода при данной болезни.

Вполне очевиден тот огромный, моральный и материальный ущерб, который наносится населению в условиях карантина. Этот ущерб, в первую очередь, связан с нарушением гарантированного Конституцией права человека на свободное передвижение. Оправданным он может быть либо при условии осознанного и добровольного согласия лица, подвергаемого карантинным мероприятиям, на участие в этих мероприятиях в интересах предотвращения распространения возбудителя особо опасной инфекции за пределы очага, либо в тех определенных законодательством случаях, когда интересы безопасности общества оказываются выше личных интересов индивида.

Вместе с тем, в условиях карантина известны случаи нарушения прав человека, неоправданные истинными интересами эпидемиологической безопасности общества.

Например, карантин, налагаемый при появлении холеры, представляется мерой, не только не оправданно ущемляющей права граждан, но и нецелесообразной с эпидемиологической точки зрения. Практика 70-х годов показала эпидемиологическую и экономическую оправданность смягчения рекомендовавшихся ранее жестких карантинных мер в очагах холеры: несмотря на то, что на территории Астраханского очага из волжской воды продолжали выделять холерный вибрион Эль-Тор, было принято решение разрешить вывоз сельскохозяйственных продуктов за пределы Астраханской области, и это не вызвало никаких негативных последствий. Подобный опыт, в частности, послужил основанием для того, чтобы не вводить жесткие карантинные меры вокруг очага холеры в Дагестане в период вспышки 1994 года.

Похожие статьи:

Примите к сведению

Информация на этом сайте представлена в справочных и образовательных целях и не должна быть использована как инструкция по лечению. В любых случаях необходимо консультироваться у врача.